На сцене Государственного Театра Наций прошла премьера спектакля «Метод Гренхольма», поставленном болгарским режиссером Явором Гырдевом по пьесе каталонского драматурга, сценариста и переводчика Жорди Гальсерана.
читать дальше«Смешная пьеса о страшном», как сказала на выступлении Наталья Ванханен, переведшая «Метод Гренхольма» для русского читателя.
«Современная система управления делает все, чтобы удалить человеческий фактор, чтобы максимально формализовать отношения между людьми. Однако чем больше таких усилий предпринимается, тем большее значение приобретает человеческий фактор. И самые важные решения в этой как бы дегуманизированной сфере принимаются все равно под воздействием эмоций», - скажет о своей спектакле Явор Гырдев.
«Четверо в переговорной комнате. Один из них не тот за кого себя выдает.»
«Метод Гренхольма» захватывает с первых же минут, кода показывается пустая слабоосвещенная сцена, и звучит чей-то абсолютно безумный смех. А потом открываются стеклянные раздвижные двери, и на сцене появляется человек-тень : силуэт виден, но он сам - нет, словно это просто тень движется, потерявшая своего хозяина.
Включается свет, и мы видим современный офис какой-то модной компании : голые серые металлические стены, длинные белые лампы на потолке, длинный белый стол , четыре стула, кожаные кресла, расставленные по углам сцены. На заднем плане - раздвижные двери, а на одной из стен копия работы Демиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознание живущего», одного из самых дорогих современных произведений искусства : тигровая акула в аквариуме с формальдегидом.
Довольно символично : физическая невозможность смерти. Таковы жестокие реалии настоящего времени - ценится не сам человек, как умеющая чувствовать и сопереживать личность, а рабочая машина, не обремененная никакими моральными принципами или чувствами. «Нам нужен не хороший человек, притворяющейся подлецом, а подлец, претворяющийся хорошим человеком», как в конце пьесы говорит один из представителей компании. «Достаточная ли ты сволочь для этой должности?», - вопрос, на который придется ответить главному герою этого спектакля.
Главный герой - Фэрран, которого сыграл Сергей Чонишвили, просто акула в бизнесе : хищник, не умеющий сочувствовать, ни в чем не сомневающийся. Самоуверенный бездушный эгоист. И вот Фэрран решает устроиться на работу топ-менеджера в одну очень крупную и известную компанию. Пройдя три собеседования, он уже в шаге от своей мечты, осталось только одно - последнее испытание, точнее, собеседование.
Оказывается, правда, что слово «испытание» гораздо более характеризует четвертое собеседование. Да и Фэрран не единственный претендент на должность : помимо него есть еще три человека.
Прелюдия окончена, приступаем к главному действию.
Четверо людей, запертых в одном помещение, вынужденных выполнять странные приказы своих невидимых «будущих начальников», следящих за ними извне.
И тут-то приходит страшная мысль, что мы, зрители - и есть те «начальники», которые решили надавить на больные точки претендентов на место в нашей славной фирме и теперь любуемся полученным результатом, с наслаждением впитывая в себя страх, истерику и злость запертых людей. Возникает ощущение «скрытой камеры», через которую мы видим творящееся в кабинете.
По мере того, как песчинки минут срываются в бездонную пропасть времени, герои Сергея Чонишвили, Игоря Гордина, Виктории Толсогановой и Максима Линникова раскрывают свои души, становясь все более и более беззащитными и обнаженными. Один из героев - неудачник, от которого ушла жена. Другой - гей-трансвестит, «транссексуал», по его собственным словам, пьющий гормоны и готовящийся к операции по смене пола. А у единственной женщины в компании трех мужчин - Мэрсэ, умирает мать, к которой она даже не может поехать из-за главного правила собеседования : «Выйдете за дверь, и мы будем считать, что вы отказываетесь от должности. Вне зависимости от причин». В этом спектакле задействованы хорошие и сильные актеры. Немного «недоигрывает» Виктория Толстоанова, в искренность чувств которой не веришь ни на секунду. Наверное, по этой причине известие о смерти ее матери не трогает зрительские сердца. Ее слезы - не настоящие слезы, они будто бы выдавливаются ей через силу, истерика Мэрсэ не производит никакого впечатления. Почему так происходит? Возможно из-за того, что Толстоганова не смогла в должной мере прочувствовать свою героиню, услышать голос ее души.
Отдельно хочется отметить игру Сергея Чонишвили в этом спектакле. Он играет, настолько остро и сильно вживаясь в образ, что уже невозможно отделить актера от персонажа, невозможно не поверить ему. Мимика Сергея Чонишвили, его жесты, идеальная осанка и уверенная походка, холодные карие глаза, из которых буквально вылетают искры во время сильного раздражения или гнева.. Его герой покоряет воображение, вызывает из самой глубины души зрителя затерянные там эмоции, мысли. Он заставляет раз за разом переосмысливать как сам спектакль, так и собственную жизнь. Только Фэрран не идет ни с кем на общение, оставаясь все таким же невыразимо одиноким и холодным, держится отдаленно, не позволяет никому и ничему потревожить ту непробиваемую стену из стекла, что он воздвиг между собой и окружающими. Нет, он сыплет ядовитыми комментариями, язвительными советами и прямо-таки поражает своим бессердечием. Его спина все такая же идеально прямая, а лицо сохраняет внешнюю невозмутимость с периодическими вспышками ярости - поверхностными и короткими, будто бы он и не испытывает сейчас этих чувств, но «положение обязывает» в данной ситуации. Он чувствует себя царем, богом, он акула среди акул, готовый загрызть на месте любого, кто встанет на его пути. Но испытывает ли он этот азарт, жажду крови, желание возвыситься над всем и вся? Вряд ли. Он так живет, это его стиль жизни, давно опостылевший и набивший изрядную оскомину в его душе. И становится понятным, что не нужно ему ни место топ-менеджера в компании, ни победа в конкурсе -собеседование. Вот только задать себе вопрос о том, что ему нужно на самом деле в этой жизни, он не может. Или просто боится посмотреть в лицо своим желаниям? В конце собеседования его ждет жестокое разочарование, его спускают «с небес на землю», и оказывается, что все это время им играли более искусные и безжалостные люди. Каждую минуту собеседования задавая ему вопросы, напрямую касающиеся его прошлого, заставляя отвечать на них : «Ваше отношение к гомосексуалистам?», «Согласились бы Вы предоставить еще один шанс человеку, предавшему компанию, пусть и из лучших побуждений?» , «Какими качествами должен обладать настоящий лидер?». Вопросы, которые он страшился задавать себе очень долгое время, не говоря уже про то, чтобы на них ответить. Его прошлое не безоблачно, оно таит в себе много неприятных тайн : брат-гомосексуалист, с которым главный герой не общается долгое время, развод с женой, предательство компании и потеря доверия. Его можно было бы назвать неудачником, но это было бы ошибкой. Он не неудачник. Ведь «неудачник» - человек сдавшийся, опустивший руки не пытающийся что-то изменить в совей жизни, а герой Чонишвили не сдается, он сражается против всего мира, сражается с самим собой, с внешними обстоятельствами, с самой судьбой, посылающей ему свои удары, словно пытаясь выдернуть его из этого мира, чтобы он больше не ходил по этой земле, не дышал этим воздухом. Он не нужен этому миру, он лишний в нем, опасный. Но Фэрран продолжает бороться, откидывая в сторону ненужные воспоминания и чувства., оставляя в прошлом с каждым новым шагом какую-то частицу себя. Спектакль заканчивается сидящим посреди пустой холодной и безлюдной сцены Ферраном, переживающим очередной удар судьбы. На его лице читается отчаяние и боль, желание сбежать от всего и вся, спрятаться где-то далеко-далеко. Секунда, пара мгновений - и он берет себя в руки, встает, поправляет пиджак, и выходит из кабинета, где проходило самое сложное в его жизни собеседование. Словно и не было ничего. Лишь спина кажется чуть более сгорбленной, да в глазах читается легкий отголосок тех слез, какими плачет сейчас го душа.
Ярким примером бездушия стала Мэрсэ - не ушедшая с собеседования даже после известия о смерти матери, не приехавшая в последний раз попрощаться с ней. Куда катится этот мир, если работа и деньги становятся самым важным, важнее, чем родная мать на смертном одре? Проявление минутной слабости или жалости - и человек не жилец в мире суровых корпораций и фирм, которым \ничего не стоит растоптать его, смешать с грязью, а потом с брезгливостью вытереть начищенные лаковые туфли белым кружевным платочком и пройти дальше, поднимаясь по карьерной лестнице все выше и выше, пока не достигнут самих небес : «Мой предел только небо!». Но даже небо для них не будет пределом. Выше, еще выше - до тех пор, пока хватает сил подниматься и идти дальше, оставляя за спиной обозленных конкурентов, которые ни секунды не будут раздумывать, если представится шанс всадить нож в спину более удачному сопернику.
Стоит, однако, все же признать, что спектакль не так мрачен, как можно о нем судить по этому описанию. Даже наоборот - первый час он приносит искреннее веселье и блещет набором остроумных шуток, высказываний и комических диалогов главных героев. Взять хотя бы их размышления о том, что вообще происходит, и кто из них «подставное лицо». Настоящая головоломка! Как для героев, так и для зрителей. А от некоторых идей, высказанных героями, невозможно было не рассмеяться.
Хуже - в смысле тяжелее - становится, когда раздается телефонный звонок, Мэрсэ поднимает трубку и узнает о смерти матери. Атмосфера нагнетается, все прежние шутки становятся грубыми и резкими, а чувство безмятежности исчезает, словно его и не было.
Все герои этого спектакля врут друг другу, самим себе, а истинное положение дел становится известно только в конце. И правда окажется гораздо более жестокой, чем ложь.
«Метод Гренхольма» - спектакль, который можно пересматривать снова и снова, всякий раз открывая для себя что-то новое и неожиданное. О нем можно говорить часами и писать многотомные труды, при этом так и не сказав и не написав еще чего-то, безусловно, важного и значимого. Этот спектакль нужно видеть своими глазами, рассматривая события под тем или иным углом зрения, выстраивая для себя его концепцию и слыша свое понимание сюжета, струящееся в звуках спектакля.
P.S. Конец, конечно, явное преувеличение действительности))
читать дальше«Смешная пьеса о страшном», как сказала на выступлении Наталья Ванханен, переведшая «Метод Гренхольма» для русского читателя.
«Современная система управления делает все, чтобы удалить человеческий фактор, чтобы максимально формализовать отношения между людьми. Однако чем больше таких усилий предпринимается, тем большее значение приобретает человеческий фактор. И самые важные решения в этой как бы дегуманизированной сфере принимаются все равно под воздействием эмоций», - скажет о своей спектакле Явор Гырдев.
«Четверо в переговорной комнате. Один из них не тот за кого себя выдает.»
«Метод Гренхольма» захватывает с первых же минут, кода показывается пустая слабоосвещенная сцена, и звучит чей-то абсолютно безумный смех. А потом открываются стеклянные раздвижные двери, и на сцене появляется человек-тень : силуэт виден, но он сам - нет, словно это просто тень движется, потерявшая своего хозяина.
Включается свет, и мы видим современный офис какой-то модной компании : голые серые металлические стены, длинные белые лампы на потолке, длинный белый стол , четыре стула, кожаные кресла, расставленные по углам сцены. На заднем плане - раздвижные двери, а на одной из стен копия работы Демиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознание живущего», одного из самых дорогих современных произведений искусства : тигровая акула в аквариуме с формальдегидом.
Довольно символично : физическая невозможность смерти. Таковы жестокие реалии настоящего времени - ценится не сам человек, как умеющая чувствовать и сопереживать личность, а рабочая машина, не обремененная никакими моральными принципами или чувствами. «Нам нужен не хороший человек, притворяющейся подлецом, а подлец, претворяющийся хорошим человеком», как в конце пьесы говорит один из представителей компании. «Достаточная ли ты сволочь для этой должности?», - вопрос, на который придется ответить главному герою этого спектакля.
Главный герой - Фэрран, которого сыграл Сергей Чонишвили, просто акула в бизнесе : хищник, не умеющий сочувствовать, ни в чем не сомневающийся. Самоуверенный бездушный эгоист. И вот Фэрран решает устроиться на работу топ-менеджера в одну очень крупную и известную компанию. Пройдя три собеседования, он уже в шаге от своей мечты, осталось только одно - последнее испытание, точнее, собеседование.
Оказывается, правда, что слово «испытание» гораздо более характеризует четвертое собеседование. Да и Фэрран не единственный претендент на должность : помимо него есть еще три человека.
Прелюдия окончена, приступаем к главному действию.
Четверо людей, запертых в одном помещение, вынужденных выполнять странные приказы своих невидимых «будущих начальников», следящих за ними извне.
И тут-то приходит страшная мысль, что мы, зрители - и есть те «начальники», которые решили надавить на больные точки претендентов на место в нашей славной фирме и теперь любуемся полученным результатом, с наслаждением впитывая в себя страх, истерику и злость запертых людей. Возникает ощущение «скрытой камеры», через которую мы видим творящееся в кабинете.
По мере того, как песчинки минут срываются в бездонную пропасть времени, герои Сергея Чонишвили, Игоря Гордина, Виктории Толсогановой и Максима Линникова раскрывают свои души, становясь все более и более беззащитными и обнаженными. Один из героев - неудачник, от которого ушла жена. Другой - гей-трансвестит, «транссексуал», по его собственным словам, пьющий гормоны и готовящийся к операции по смене пола. А у единственной женщины в компании трех мужчин - Мэрсэ, умирает мать, к которой она даже не может поехать из-за главного правила собеседования : «Выйдете за дверь, и мы будем считать, что вы отказываетесь от должности. Вне зависимости от причин». В этом спектакле задействованы хорошие и сильные актеры. Немного «недоигрывает» Виктория Толстоанова, в искренность чувств которой не веришь ни на секунду. Наверное, по этой причине известие о смерти ее матери не трогает зрительские сердца. Ее слезы - не настоящие слезы, они будто бы выдавливаются ей через силу, истерика Мэрсэ не производит никакого впечатления. Почему так происходит? Возможно из-за того, что Толстоганова не смогла в должной мере прочувствовать свою героиню, услышать голос ее души.
Отдельно хочется отметить игру Сергея Чонишвили в этом спектакле. Он играет, настолько остро и сильно вживаясь в образ, что уже невозможно отделить актера от персонажа, невозможно не поверить ему. Мимика Сергея Чонишвили, его жесты, идеальная осанка и уверенная походка, холодные карие глаза, из которых буквально вылетают искры во время сильного раздражения или гнева.. Его герой покоряет воображение, вызывает из самой глубины души зрителя затерянные там эмоции, мысли. Он заставляет раз за разом переосмысливать как сам спектакль, так и собственную жизнь. Только Фэрран не идет ни с кем на общение, оставаясь все таким же невыразимо одиноким и холодным, держится отдаленно, не позволяет никому и ничему потревожить ту непробиваемую стену из стекла, что он воздвиг между собой и окружающими. Нет, он сыплет ядовитыми комментариями, язвительными советами и прямо-таки поражает своим бессердечием. Его спина все такая же идеально прямая, а лицо сохраняет внешнюю невозмутимость с периодическими вспышками ярости - поверхностными и короткими, будто бы он и не испытывает сейчас этих чувств, но «положение обязывает» в данной ситуации. Он чувствует себя царем, богом, он акула среди акул, готовый загрызть на месте любого, кто встанет на его пути. Но испытывает ли он этот азарт, жажду крови, желание возвыситься над всем и вся? Вряд ли. Он так живет, это его стиль жизни, давно опостылевший и набивший изрядную оскомину в его душе. И становится понятным, что не нужно ему ни место топ-менеджера в компании, ни победа в конкурсе -собеседование. Вот только задать себе вопрос о том, что ему нужно на самом деле в этой жизни, он не может. Или просто боится посмотреть в лицо своим желаниям? В конце собеседования его ждет жестокое разочарование, его спускают «с небес на землю», и оказывается, что все это время им играли более искусные и безжалостные люди. Каждую минуту собеседования задавая ему вопросы, напрямую касающиеся его прошлого, заставляя отвечать на них : «Ваше отношение к гомосексуалистам?», «Согласились бы Вы предоставить еще один шанс человеку, предавшему компанию, пусть и из лучших побуждений?» , «Какими качествами должен обладать настоящий лидер?». Вопросы, которые он страшился задавать себе очень долгое время, не говоря уже про то, чтобы на них ответить. Его прошлое не безоблачно, оно таит в себе много неприятных тайн : брат-гомосексуалист, с которым главный герой не общается долгое время, развод с женой, предательство компании и потеря доверия. Его можно было бы назвать неудачником, но это было бы ошибкой. Он не неудачник. Ведь «неудачник» - человек сдавшийся, опустивший руки не пытающийся что-то изменить в совей жизни, а герой Чонишвили не сдается, он сражается против всего мира, сражается с самим собой, с внешними обстоятельствами, с самой судьбой, посылающей ему свои удары, словно пытаясь выдернуть его из этого мира, чтобы он больше не ходил по этой земле, не дышал этим воздухом. Он не нужен этому миру, он лишний в нем, опасный. Но Фэрран продолжает бороться, откидывая в сторону ненужные воспоминания и чувства., оставляя в прошлом с каждым новым шагом какую-то частицу себя. Спектакль заканчивается сидящим посреди пустой холодной и безлюдной сцены Ферраном, переживающим очередной удар судьбы. На его лице читается отчаяние и боль, желание сбежать от всего и вся, спрятаться где-то далеко-далеко. Секунда, пара мгновений - и он берет себя в руки, встает, поправляет пиджак, и выходит из кабинета, где проходило самое сложное в его жизни собеседование. Словно и не было ничего. Лишь спина кажется чуть более сгорбленной, да в глазах читается легкий отголосок тех слез, какими плачет сейчас го душа.
Ярким примером бездушия стала Мэрсэ - не ушедшая с собеседования даже после известия о смерти матери, не приехавшая в последний раз попрощаться с ней. Куда катится этот мир, если работа и деньги становятся самым важным, важнее, чем родная мать на смертном одре? Проявление минутной слабости или жалости - и человек не жилец в мире суровых корпораций и фирм, которым \ничего не стоит растоптать его, смешать с грязью, а потом с брезгливостью вытереть начищенные лаковые туфли белым кружевным платочком и пройти дальше, поднимаясь по карьерной лестнице все выше и выше, пока не достигнут самих небес : «Мой предел только небо!». Но даже небо для них не будет пределом. Выше, еще выше - до тех пор, пока хватает сил подниматься и идти дальше, оставляя за спиной обозленных конкурентов, которые ни секунды не будут раздумывать, если представится шанс всадить нож в спину более удачному сопернику.
Стоит, однако, все же признать, что спектакль не так мрачен, как можно о нем судить по этому описанию. Даже наоборот - первый час он приносит искреннее веселье и блещет набором остроумных шуток, высказываний и комических диалогов главных героев. Взять хотя бы их размышления о том, что вообще происходит, и кто из них «подставное лицо». Настоящая головоломка! Как для героев, так и для зрителей. А от некоторых идей, высказанных героями, невозможно было не рассмеяться.
Хуже - в смысле тяжелее - становится, когда раздается телефонный звонок, Мэрсэ поднимает трубку и узнает о смерти матери. Атмосфера нагнетается, все прежние шутки становятся грубыми и резкими, а чувство безмятежности исчезает, словно его и не было.
Все герои этого спектакля врут друг другу, самим себе, а истинное положение дел становится известно только в конце. И правда окажется гораздо более жестокой, чем ложь.
«Метод Гренхольма» - спектакль, который можно пересматривать снова и снова, всякий раз открывая для себя что-то новое и неожиданное. О нем можно говорить часами и писать многотомные труды, при этом так и не сказав и не написав еще чего-то, безусловно, важного и значимого. Этот спектакль нужно видеть своими глазами, рассматривая события под тем или иным углом зрения, выстраивая для себя его концепцию и слыша свое понимание сюжета, струящееся в звуках спектакля.
P.S. Конец, конечно, явное преувеличение действительности))